К содержанию

Анатолий
Анатольевич
Eфремов

Этапы уроков и приемы

Классификация этапов уроков и приемов обучения английскому языку в соответствии с требованиями ФГОС ООО.

Этап мотивации 
(Приемы обучения - Конструктор уроков деятельностной направленности)

Баллы и образы
Взаимоопрос
Графический диктант
"Да-нетка"
Игра в случайность
Идеальный опрос
Индивидуальный опрос
Интеллектуальная разминка
или простой опрос
Коммуникативная атака
Линия времени
Начало урока с высказывания выдающихся людей
Начало урока с пословицы, поговорки
Начало урока с элементами театрализации
Начало урока с эпиграфа к уроку
Отсроченная отгадка
Перестановка, движение
Пресс-конференция
Рифмованное начало урока
"Светофор"
Смотрю, вижу
Тестовый контроль
Удивляй!
УМШ (фронтально)
Фантазер
Фантастическая добавка
Щадящий опрос
Эмоциональное вхождение в урок

Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии 
(Приемы обучения - Конструктор уроков деятельностной направленности)

Ассоциативный ряд
Видеосюжет
Диалог
Игра в случайность
Идеальный опрос
Интеллектуальная разминка
Лови ошибку
Лото
Музыкальный фрагмент
Обсуждение выполнения домашнего задания
Отсроченная отгадка
Проблемный вопрос
Ролевой сюжет
Проблемная ситуация
Смена мизансцены
Смена ролей
Театрализация

Этап выявления места и причины затруднения 
(Приемы обучения - Конструктор уроков деятельностной направленности)

Вопрос-размышление
Группировка
Домысливание
ЗУХ (знаю, умею, хочу узнать)
Исключение
Линия времени
"Мозговой штурм"
Подводящий диалог
Работа над понятием
Ситуация яркого пятна
Тема-вопрос

Этап построения проекта выхода из затруднения 
(Приемы обучения - Конструктор уроков деятельностной направленности)

Деловая игра "Компетентность"
Деловая игра "НИЛ"
Деловая игра "Точка зрения"
Дерево целей
Пресс-конференция
Проблемный ряд
Эксперимент

Этап реализации построенного проекта 
(Приемы обучения - Конструктор уроков деятельностной направленности)

Вопрос к тексту
Выдвижение гипотезы
Деловая игра "НИЛ"
Деловая игра "Точка зрения"
Доклад
Лови ошибку!
Практичность теории
Пресс-конференция
Привлекательная цель
Проблемный диалог
Удивляй!
Фантастическая добавка

Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи 
(Приемы обучения - Конструктор уроков деятельностной направленности)
I. Закрепление

Вопросы к тексту
Игра "Верите ли вы, что..."
Комментированное чтение
Лови ошибку!
"Найди связь с жизнью"
Отсроченная отгадка
Пресс-конференция
Привлекательная цель
Работа по инструкции
Работа с сигнальными карточками
Своя опора
Синквейн
Технология ВИКИ
Подготовка презентации учащимися
Рассказ-эстафета
Снежный ком
Удивляй!
Фиш-болл

II. Динамическая пауза

Гимнастика для глаз
Упражнения для профилактики плоскостопия
Упражнения для профилактики сколиоза
Упражнения на развитие моторики кистей рук

Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону 
(Приемы обучения - Конструктор уроков деятельностной направленности)

"В своем темпе"
Да-нетка
Деловая игра "Я - учитель"
Игра-тренинг
Лови ошибку
Найди соответствие
Мини-исследование
Мини-проекты
Озвучивание "немого кино"
Работа в группах
Работа с компьютером
"Реставратор"
Решение орфографических задач
Своя опора
Щадящий опрос

Этап включения в систему знаний и повторения 
(Приемы обучения - Конструктор уроков деятельностной направленности)

Аукцион знаний
Блиц-контрольная
Вернисаж
"Верю, не верю"
Выборочный контроль
Группировка грамматического материала
Деловая игра "Компетентность"
Деловая игра "НИЛ"
Деловая игра "Точка зрения"
Игра в случайность
Идеальный опрос
Кластер
Метод 6 шляп
"Найди ошибку"
Обычная контрольная работа
Опрос по цепочке
Опрос-итог
Пересечение тем
Повторяем с контролем
Повторяем с расширением
Показательный ответ
Программируемый опрос
Реклама, эссе, резюме
Решение или составление кроссворда
"Светофор"
Свои примеры
Своя опора
Тест
Тихий опрос
Фактологический диктант

Этап рефлексии учебной деятельности на уроке 
(Приемы обучения - Конструктор уроков деятельностной направленности)
I. Рефлексия эмоциональная

"Дерево творчества"
"Елочка"
Закончи предложение
Интеллектуальная рефлексия
Лесенка "Моё состояние"
Метод ранжирования
"Огонек общения"
Оценка успешности
Плюс-минус-интересно
Рефлексивные карточки
Рисуем настроение
Свободный микрофон
Скажи друг другу доброе слово
Цветотехника
Чудо-дерево

II. Рефлексия оценочная

Блиц-контрольная
Выборочный контроль
Идеальный опрос
Обсуждаем д/з
Опрос по цепочке
Опрос-итог
Отсроченная отгадка
Программируемый опрос
Релейная контрольная работа
Роль "подводящий итоги"
Роль "психолог"
Тихий опрос

III. Домашнее задание

Задание массивом
Идеальное задание
Необычная обычность
Особое задание
Творчество работает на будущее
Три уровня домашнего задания


Система дидактических принципов

Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:

  1. Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.
  2. Принцип непрерывности - означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.
  3. Принцип целостности - предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).
  4. Принцип минимакса - заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).
  5. Принцип психологической комфортности - предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
  6. Принцип вариативности - предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
  7. Принцип творчества - означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.