К содержанию

Анатолий
Анатольевич
Eфремов

"Контактное" мышление: проблемы, решения

08-02-2011
"Контактное" мышление: проблемы, решения На одном из родительских собраний мной была поднята тема грубого общения школьников-одноклассников в сети Интернет.

Самые популярные вопросы родителей:
  1. Как проконтролировать ребенка? Я не знаю пароль ребенка входа на сайт "ВКонтакте".
  2. Что делать, если я не умею работать в Интернете и не знаю, чем мой ребенок там занимается?
И после предоставления мной на сайте информации об ответственности согласно Гражданскому кодексу РФ появилось высказывание одного родителя: "Эта информация была размещена для родителей (Не все из нас имеют доступ к сайтам детей)".

Чем же так привлекает "ВКонтакте"? Лучше всего задать вопрос самим пользователям - школьникам. Мной был проведен социологический опрос пятиклассников моего класса. Было задано 2 вопроса:
1. Как думаешь, социальная сеть "ВКОНТАКТЕ" - это хорошо или плохо?
2. Что ты знаешь о безопасности при работе в сети Интернет?


Наиболее популярными оказались следующие ответы:
Ответы на первый вопрос: "Хорошо, потому что общаться можно, можно слушать музыку, там много игр, картинок, можно смотреть видео. А плохо, потому, что некоторые фотографии и видео с ругательствами".
Ответы на второй вопрос: "Нельзя писать номера телефонов, нельзя назначать встречу с незнакомыми людьми, запрещается выкладывать ролик с Интернет, где есть посторонние, без их разрешения".

Действительно, по сравнению с другими сайтами, созданными для общения людей, поиска старых и новых знакомств, "ВКонтакте" обладает большими возможностями - там можно не только размещать фотографии, видео, дарить подарки, но и добавлять заметки, различные приложения, создавать целые сообщества и группы по интересам, приглашать на "встречи", оставить текстовое и графическое сообщение на "стене" и прочее.

Ситуация на данный момент обстоит так, что сегодня практически каждый человек в возрасте от 10 до 40 лет зарегистрирован в "ВКонтакте". "ВКонтакте" - это некий виртуальный мир, где люди живут своей жизнью - общаются, обсуждают, что-то покупают, дарят, играют в игры, смотрят фильмы. Сейчас, когда молодые люди знакомятся, они лишь спрашивают, есть ли знакомый человек в "ВКонтакте", а не номер телефона. Вы скажите, что прогресс шагает вперед огромными шагами. Но реалии жизни показывают на то, что для некоторых людей эта сеть стала второй жизнью. Специалисты из "Центра безопасного Интернета в России" назвали данное явление "контактным" мышлением.

"Контактное" мышление присуще тем, кто все свое свободное время проводит в "ВКонтакте", тот, кто делится впечатлениями, которые там получил, тот, кто покупает дорогой цифровой фотоаппарат с целью выложить как можно больше фотографий в свои альбомы, которые напоминают фото-отчет о проделанной работе, независимо от того, учеба это, свадьба или рождение ребенка. Часто бывает так, что находясь на мероприятии, человеку некогда отдыхать, так как удачный фотоснимок нужно срочно разместить "ВКонтакте". Фотография - это хорошее увлечение, но главное, чтобы ребенок не стал "рабом", "жертвой" сети и не стремился выкладывать как можно больше фотографий о своей жизни в погоне за все большим количеством оценок и комментариев к ним.

Интересно, но факт, что самая страшная угроза для людей с "контактным" мышлением: "Я удалю тебя из "друзей". Для них это гораздо серьезнее и важнее чем, если бы в реальной жизни человек прекратил с ними дружбу.

Повысив свой рейтинг на сайте "ВКонтакте" люди с "контактным" мышлением уподобляются звездам шоу-бизнесса - живут только для общества, отсюда и стремление к гламурной жизни, красиво одеваться, красиво фотографироваться, сделать так, чтобы было много поклонников. Таким образом, у людей наблюдается все большее стремление полностью демонстрировать свою жизнь, выставляя напоказ самые сокровенные мысли, моменты, фотографии. У человека не остается ничего личного.
"ВКонтакте" идет параллельно с обычной жизнью любого пользователя. Значит, практически у каждого человека есть некое виртуальное "отражение" - его образ, представленный на сайте, который складывается из фотографии, интересов, личной информации, виртуальных друзей этого человека - так он сознательно позиционирует себя в сети. Подростки делятся: когда вспоминаешь понравившегося объекта, не всегда вспоминаешь его лицо, скорее в голове возникает его аватар (картинка, использующаяся для персонализации пользователя в сети).

Доказано, что…
Наиболее эмоциональны и более подвержены данному явлению "контактного" мышления - это дети школьного возраста.
Размещенные детьми фотографии в альбомах сайта ожидают комментарии, к сожалению, чаще всего комментарии имеют содержания не совсем приятные, а иногда обидные и оскорбительные.
Комментируя ту или иную фотографию с насмешкой и издевкой "герой" не принадлежит реальному миру, он принадлежит своему аватару, не чувствует ответственность за свои размещенные в Интернете фотографии с изображением посторонних людей, высказывания оппоненту в грубой форме.

Реальный мир от виртуального отличается. В реальном мире действует Гражданский кодекс Российской Федерации, а именно:
- Статья 152 "Защита чести, достоинства и деловой репутации"
- Статья 151"Компенсация морального вреда"
- Статья 150 "Нематериальные блага"

Дети с "контактным" мышлением не любят смотреть телевизор. Им больше нравится смотреть очередную серию видеороликов в Интернете, так называемых, видеоприколов, просмотрев которые, тут же обсудить в "комментариях" с "друзьями" и договориться, над кем так же подшутить. Шутки чаще всего бывают очень жестокими. Читая порой комментарии своих подопечных поражаешься той жестокости в словах, с которой "выливается" их невостребованная энергия. После пережитого дома "ВКонтакте" ребенок приходит в школу и начинает вести себя также как в Интернете, играя в "гламурную" жизнь и привлекая к себе внимание "друзей".
Как проконтролировать ребенка? Я не знаю пароль ребенка для входа на сайт "ВКонтакте". Что делать, если я не умею работать в Интернете и не знаю, чем мой ребенок там занимается? И после предоставления мной на сайте информации об ответственности согласно Гражданскому кодексу РФ появилось высказывание одного родителя: "Эта информация была размещена для родителей (Не все из нас имеют доступ к сайтам детей)".
Действительно, что делать? Проконтролировать сложно. Да и представьте себе, что ребенок узнает о том, что вы следите за его мыслями, желаниями, секретами. Это приведет только к негативному отношению к взрослым и к вам лично.
Самое главное - вопрос нравственного поведения и семейного воспитания ребенка. Необходимо объяснить своему ребенку, что в реальной жизни и в сети Интернет нет разницы между неправильными и правильными поступками. Научите ваших детей уважать собеседников в Интернете. Убедитесь, что они понимают, что правила хорошего тона действуют одинаково в Интернете и в реальной жизни. Прежде всего, интересуйтесь жизнью вашего ребенка. Предложите ему показать вам его страничку "ВКонтакте" в доброжелательном тоне. Объясните детям, что далеко не все, что они могут прочесть или увидеть в Интернете - правда. Приучите их спрашивать вас о том, в чем они не уверены, даже если вы не совсем опытный пользователь. Главное - взаимодействие и внимание к ребенку. Практика показала, что наиболее безопасно расположение компьютера в общей комнате, такой как гостиная или зал, ни в коем случае, не в детской комнате. Ребенку необходимо объяснить, что это не связанно с недоверием к нему. Прежде всего - здоровье ребенка.

Одной из наиболее серьезных проблем у детей с "контактным" мышлением является их психические расстройства, связанные с переживаниями, вызванные общением в социальной сети.
Представьте, что влюбленную девочку парень "Удалил из друзей" или все "друзья" негативно прокомментировали ее любимую фотографию.
Объясните детям, что если в Интернете что-либо беспокоит их, то им следует не скрывать это, а поделиться с вами своим беспокойством. Очевидно, что в переходном возрасте дети неохотно делятся с родителями о своей личной жизни в неконтролируемой "песочнице". Старайтесь быть более внимательными и чуткими.

Часто для повышения своего рейтинга на сайте "ВКонтакте" дети указывают места своего отдыха: спортзал, бассейн, клубы. С целью безопасности ребенка и членов семьи необходимо объяснить ребенку, что нельзя выдавать свои личные данные, такие как домашний адрес, номер телефона и любую другую личную информацию, например, любимое место прогулки, время возвращения домой, место работы отца или матери и т.д.
А также необходимо напомнить детям о том, что родители несут ответственность за их поступки.

Все-таки, "ВКонтакте" это хорошо или плохо?
"Хорошо, потому что общаться можно, можно слушать музыку, там много игр, картинок, можно смотреть видео. А плохо, потому что некоторые фотографии и видео с ругательствами".
И все же из всего этого вовсе не следует, что социальные сети - это плохо, что "ВКонтакте" - это зло, главное, не делать из этого культа, не превращать свое мышление в "контактное", то есть мыслить категориями "контакта": "а у нас в контакте", "у меня новый "друг", "у меня уже тысяча "друзей". Наивно, не правда ли? Помним, высказывание великого Дейла Карнеги: "Если у тебя есть друзья, у тебя нет друга".
Если виртуальный мир вызывает у ребенка больше эмоций и впечатлений, если там ему комфортнее и интереснее, то может произойти подмена виртуального мира на реальный. Поэтому важно, чтобы увлечение детей Интернетом, в частности, социальными сетями оставалось лишь увлечением, и было дозировано. Не стоит забывать, что помимо виртуальных друзей есть реальные, что играть можно и на улице и делиться впечатлениями "вживую". Если ваш ребенок много говорит о "ВКонтакте", своей "жизни" в нем, попробуйте его чем-то увлечь - сходите в музей, на выставку, в театр или кино. Пусть реальные впечатления возобладают над виртуальными.
Представьте, что Интернет - это кухня, а плита - это социальная сеть. Что там варится на плите, знает только один повар. О блюде соседи ("друзья") узнают по запаху, которые бурно обсуждают и блюдо, и запах, и повара.
Кухня и плита нужны, однозначно. Главное - это целесообразное и умелое использование.